Тема: Как ехать экономно и при этом не очень страдать
Всем привет!
Когда я купил лиф, предыдущий хозяин отдал мне машину с зарядом батареи около 80%, при этом оставшийся пробег показывал 154км, а хозяин сказал, что вообще-то было 174км, но он уже проехал как раз километров 20.
После оформления сделки я радостный сел за руль, проехал 3 километра и мой запас хода уменьшился до 130км.
Поездил, порасстраивался, поставил на зарядку и наутро был «обрадован» запасом хода в 120км.
В чем дело, сох 91%, в машине и в предыдущем хозяине я уверен, никаких подвохов быть не может... Лиф как будто говорит мне «чувак, если так и дальше будешь ездить, то максимум 120, никак не 174, сорян». А как надо ездить - не говорит. Или говорит?
В общем начал я экспериментировать, наблюдать и спустя месяц мне наконец удалось увидеть аж 185км после полной зарядки.
Сразу оговорюсь, что лиф я купил исключительно в качестве средства ежедневной доставки себя на работу, предыдущая (нынче вторая) машина у меня с трёхлитровым V6, манера езды была соответствующая, а маршрут от дома до работы примерно 60км, из которых половина по хорошей трассе, половина по КАДу, то есть всё, что я пишу для города может быть не совсем применимо.
Вот основные принципы, к которым я пришёл, возможно в чём-то ошибаюсь, давайте разбираться)
1. Режим B бесполезен и опасен. Абсолютно такого же эффекта рекуперации я могу добиться нажатием педали тормоза, но при этом Я САМ буду решать, надо мне так сильно тормозить или лучше ехать накатом. Режим B не включает стопы и это реально стрёмно, когда сзади на тебя летит жигули, а ты тут рекуперируешь. В общем одни расстройства, пользы ноль - забыть про режим B.
2. Режим ЭКО, как правильно тут писали, никакой не эко, он просто позволяет гораздо более точно дозировать мощность педалью газа. Ну да, при этом он ограничивает максимально доступную мощность при нажатии «в пол», но такой мощности никогда и не требуется. Короче, ЭКО - штатный режим, а при обгоне удобно нажать кнопку «турбо» и, не меняя положения педали, обогнать, а затем вернуться в обычный режим.
3. Кружочки "тахометра" вроде бы правильный инструмент, но очень не информативный и в целом бесполезный. Хочешь следить за расходом заряда - смотри индикатор EnergyEconomy, только на него и стоит обращать внимание.
4. И теперь главный принцип экономной езды - изменить привычную манеру езды так, чтобы бОльшую часть поездки полоска индикатора EnergyEconomy не опускался ниже 7-8 (красная линия на рисунке выше), а в идеале была полностью заполнена (показывала максимальное значение). Для этого на него надо поглядывать в различных дорожных ситуациях и в следующий раз корректировать манеру езды. В результате вы поймете, как именно надо ехать, чтобы с одной стороны эффективно тратить заряд, но с другой стороны не быть при этом помехой основному потоку. А когда это войдет в привычку и манера езды изменится, то можно уже и не смотреть на EnergyEconomy, т.к. ваш Average (обведено зелёным на картинке) станет от 7,5 до 8,5, а реальный запас хода заметно увеличится. Я, например, сразу обнаружил, что частенько держал газ в положении, при котором EnergyEconomy был в районе 7, тогда как абсолютно без ущерба динамике езды педаль можно было давить чуточку меньше, но при этом EnergyEconomy будет уже максимален.
5. Круиз-контроль - зло. Он поддерживает скорость любой ценой, тогда как я готов, например, пожертвовать пятью-десятью км/ч на подъеме и наверстать их на спуске. Было бы здорово, если бы круизу помимо скорости можно было задавать максимальную мощность, которую он может использовать для ее поддержания.
6. Пробка. Чем чаще тормозишь, тем чаще разгоняешься, тем больше жрёшь заряд. Надо как дальнобои - поддерживать среднюю скорость потока, не пытаться догнать впереди идущую машину, если образовалось значительное расстояние. Влезет пара идиотов - хрен с ними, от этого ваше время в пробке не особо изменится. Пробка не мучение, а возможность «бесплатно» проехать километров 5, истратив примерно 0% заряда. Этот же принцип (поменьше тормозить, в следствие чего меньше будешь тратить заряда на разгон) работает и без всякой пробки на ровной трассе, но по трассе см. следующий пункт.
7. Трасса. В моем случае она состоит из плавных подъемов и спусков, которых я раньше даже не замечал. Все просто - на спуске разгоняемся, в горку замедляемся. Все это в диапазоне скоростей от 75 км/ч на подъеме (при EnergyEconomy от 3 до 8 в зависимости от крутизны подъёма) до 110 км/ч на спуске (при EnergyEconomy от 8 до 10). Конечно это работает только в условиях более менее свободной многополосной трассы. Фуры, которые едут с постоянной скоростью, догоняют тебя на подъеме, но потом отстают на спуске, т.е. средняя скорость у меня такая же, но экономия батареи значительная.
8. Ровная трасса без подъёмов и спусков. Тут принцип такой - разгоняемся, скажем, с 80 км/ч до 95 км/ч (тратим заряд), потом естественным образом замедляемся до 80 км/ч (экономим заряд), двигаясь с еле нажатой педалью газа при максимальном EnergyEconomy. Рекуперации при этом нет, но я уверен, что на трассе рекуперация бесполезна, т.к. рекуперируешь ты всё равно меньше энергии, чем тратишь, чтобы восстановить прежнюю скорость. Силу нажатия педали в этом случае надо прочувствовать, потому что полностью отпущенная педаль газа тоже показывает максимальное значение EnergyEconomy, но при этом включиться рекуперация, которая нам не нужна. Надо найти положение, в котором показания EnergyEconomy будут буквально на грани максимальной зоны, еще чуть-чуть нажмёшь и EnergyEconomy уменьшится. При разгоне я не заметил особой разницы, что лучше: тратить больше заряда, но меньше времени (разгоняться быстро) или тратить меньше заряда, но больше времени (разгоняться медленно). Если в цифрах, то выглядит примерно так: разгон с 80 км/ч до 95 км/ч в течение 10-20 сек при показаниях EnergyEconomy от 5 до 8, потом накатом с еле нажатой педалью газа при максимальном EnergyEconomy. И так по кругу. Другой вариант - можно просто поддерживать постоянную мощность на уровне 8-10, но тогда ваша скорость будет 60-70 км/ч. Если это соответствует скорости потока и не создаёт помех остальным, то в этом случае проще ехать так.
9. Музыка, обогрев руля, сидений, зарядка телефона - всё это никак не влияет на экономию батареи и запас хода. Климат (кондей/печка) съедают процентов 10 общего пробега, но это никак не влияет на то - экономно ты едешь или нет. Поэтому климатом, когда надо, пользуюсь, комфорт дороже бесполезно сэкономленных копеек заряда, к тому же всё равно я заряжаюсь и на работе и дома (т.е. каждые 60-70 км), так что экономить в принципе нет никакой нужды. Хотя ради эксперимента несколько раз ездил туда обратно на одной зарядке, чтобы высадить батарею и посмотреть на показания лифспая.
10. Вообще с моральной точки зрения мне на удивление стало ездить гораздо комфортнее, к месту назначения приезжаю отдохнувшим Раньше, бывало, несёшься по КАДу 130 км/ч в левому ряду, догоняешь дятла, который едет 110 при трёх свободных правых рядах, а сзади летит дятел 150-170, моргает, нервничает, ты тоже нервничаешь, а тут еще камеры висят, а я лимитер забыл включить... в общем глаза и мозг постоянно в тонусе. Сейчас же я спокойно чилю (не тошню, а наслаждаюсь ) в правых рядах, смотрю на природу, слушаю музыку, подкасты и при этом даже понимаю, о чем там говорят, т.к. не особо занят вождением. Да, при моих расстояниях я приеду на 10 минут позже, чем мог бы, но каких усилий и сколько неоправданного риска мне стоят эти 10 минут. К тому же я все равно бездарно потрачу их на работе. Да, моя компания в дороге теперь газели, бензовозы, мусоровозы и самосвалы - но в них за рулем нормальные парни, едут они спокойно и предсказуемо, в отличие от тех, кто борется за выживание где-то там слева от нас Повезёт, если удастся пристроиться в слип-стриме гружёной фуры и экономить еще и на лобовом сопротивлении воздуха в её воздушном мешке:) за исключением сухогрузов - от них могут лететь камни или пыль, сухогрузы зло для моего ЛКП